Анализ работы
школьного методического объединения
учителей истории
за 2015-2016 учебный год
Состояние и действенность преподавания
Преподавание истории и обществознания в параллелях 7-11-х классов, краеведения в 8-х, экономики и права в 10-11-х классах в 2015-2016 учебномгоду велось в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Базисным учебным планом 2004г., примерными программами Министерства образования и авторскими программами к учебникам. УМК по предметам использовался в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2015-2016 учебный год.
В 5-6 классах история и обществознание преподавались в соответствии с ФГОС ООО второго поколения и Примерной программой по учебным предметам 5-9 классы, 2010 г. УМК в 5-6-х классах соответствовал Стандарту второго поколения.
В течение всего учебного года в 5-х классах преподавался курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В 9-х классах со 2 четверти по истории и обществознанию велись элективные курсы («Право в нашей жизни», «Великие россияне»).
Учебный процесс осуществлялся в соответствии с рабочими программами. Корректировки проходили каждую четверть и утверждались на заседаниях МО.
В состав МО входят четыре учителя. Все имеют высшее образование. Кекова Е.А, Егошина Е.С. имеют высшую категорию; Адамова Л.Г., Коренев Е.С. без категории.
Учителями МОв течение года осуществлялась подготовка учащихся к различным олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям.
Итоги работы по данным направлениям
Олимпиады
ФИ обучающегося |
класс |
предмет |
уровень |
место |
учитель |
Лоскутова Алина |
6 а |
история
(ДОТ) |
междунар |
1 м |
Егошина Е.С. |
Курышов Роман |
6 а |
история
(ДОТ) |
междунар |
1 м |
Егошина Е.С. |
Скиба Анастасия |
6 а |
история
(ДОТ) |
междунар |
1 м |
Егошина Е.С. |
Гришко Дмитрий |
6 г |
история
(ДОТ) |
междунар |
1 м |
Егошина Е.С. |
Пресняков Алексей |
6 в |
история
(ДОТ) |
междунар |
2 м |
Егошина Е.С. |
Скородумова Валерия |
6 а |
история
(ДОТ) |
междунар |
3 м |
Егошина Е.С. |
Во Всероссийской олимпиаде школьников по истории, обществознанию и праву приняли участие учащиеся из всех параллелей но, к сожалению, выше школьного уровня добиться призовых мест не удалось.
Несколько учащихся 10-11-х классов приняли участие во IIрегиональной олимпиаде «Будущий дипломат». (Учителя: Егошина Е.С., Кекова Е.А.)
Научно-практические конференции
ФИ обучающегося |
класс |
название |
уровень |
место |
учитель |
Карпухина Полина |
7 в |
«ТИМ» |
муницип |
1 м |
Адамова Л.Г. |
Адольшина Валерия
Аристова Олеся
Каменская Виктория |
8 в |
«ТИМ» |
муницип |
3 м |
Коренев Е.С. |
Шмарыго Анастасия |
7 в |
«Эрудит» |
муницип |
3 м |
Адамова Л.Г. |
Иванов Алексей |
6 в |
«Прошлое и настоящее Саратовского края» |
муницип |
1 м |
Кекова Е.А.,
Егошина Е.С. |
Масликов Даниил |
8 б |
«Прошлое и настоящее Саратовского края» |
муницип |
2 м |
Егошина Е.С. |
Карпухина Полина |
7 в |
«Прошлое и настоящее Саратовского края» |
муницип |
1 м |
Адамова Л.Г. |
Шмарыго Анастасия |
7 в |
«Прошлое и настоящее Саратовского края» |
муницип |
3 м |
Адамова Л.Г. |
Конкурсы
ФИ обучающегося |
класс |
название |
уровень |
место |
учитель |
Константинова Елена |
11 б |
Турнир им. М.В. Ломоносова |
всеросс |
2 м |
Кекова Е.А. |
Иванов Матвей |
11 б |
Турнир им. М.В. Ломоносова |
всеросс |
2 м |
Кекова Е.А. |
Кумекова Валерия |
11 б |
Турнир им. М.В. Ломоносова |
всеросс |
2 м |
Кекова Е.А. |
Завалишин Геннадий |
11 б |
Турнир им. М.В. Ломоносова |
всеросс |
3 м |
Кекова Е.А. |
Егорченков Кирилл |
11 а |
Турнир им. М.В. Ломоносова |
всеросс |
3 м |
Кекова Е.А. |
Кравец Диана |
6 г |
ЦПИ им. К.Д. Ушинского «Народные традиции и промыслы» |
всеросс |
1 м |
Кекова Е.А. |
Джанян Карина
Кравец Диана |
6 г |
Фестиваль творчества «Таланты всем даны сполна, чтоб в творчестве душа жила!» |
всеросс |
побед |
Кекова Е.А. |
Дубинин Данила |
6 г |
Конкурс эл. презентаий «Я-сын Земли, дитя планеты малой» |
муницип |
2 м |
Кекова Е.А. |
Захарук Дарья |
6 а |
«Эврика» |
муницип |
3 м |
Кекова Е.А. |
Кравец Диана |
6 г |
«Эврика» |
муницип |
2 м |
Кекова Е.А. |
Коткова Екатерина |
5 д |
Игровой конкурс «Золотое руно» |
междунар |
3 м |
Адамова Л.Г. |
Еремина Дарья |
6 а |
Игровой конкурс «Золотое руно» |
междунар |
1 м |
Егошина Е.С. |
Кашуба Арсений |
6 а |
Игровой конкурс «Золотое руно» |
междунар |
1 м |
Егошина Е.С. |
Иванов Алексей |
6 в |
Интернет-конкурс «Здоровая нация-процветание России» (в 3-х номинациях) |
регион |
1 м |
Егошина Е.С. |
Захарук Дарья |
6 а |
Конкурс рассказов «И все засмеялись» |
межрегион |
2 м |
Егошина Е.С. |
Зайцева Евгения
Цыганова Елена |
8 б |
Конкурс проектов «Исторические хроники» |
всеросс |
лауреат |
Егошина Е.С. |
11 учащихся из 10 а класса приняли участие в муниципальном совместном проекте Межрегионального юридического института ФГБОУ ВПО «СГЮА» и администрацией Ленинского района МО «Город Саратов» «Школа юного юриста». ( Кураторы проекта: Кекова Е.А., Егошина Е.С.)
6 человек из 11-х классов участвовали в региональном проекте «Право творить будущее». ( Кураторы проекта: Кекова Е.А., Егошина Е.С.)
На заседании круглого стола в СГСЭУ им. Плеханова по теме: «Проблемы профилактики этнонациональной напряженности и противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде» присутствовали и приняли участие 5 человек из 11-х классов. (Учитель Кекова Е.А.)
Команда из 5 человек 8 б класса приняла участие в проекте « Исторические хроники» в рамках IV всероссийского интернет-конкурса «Твоя история Россия 90-х» и была награждена грамотой за активное участие. (Руководитель команды Егошина Е.С.)
24 человека из 5-7-х классов участвовали в международном игровом конкурсе по истории МХК «Золотое руно». (Учителя: Егошина Е.С., Адамова Л.Г. Организатор Егошина Е.С.)
Несколько учащихся 6-х, 9-х классов проявили себя в дистанционной международной олимпиаде по истории проекта «Инфоурок». (Учитель Егошина Е.С.)
В 2015-2016 учебномгоду силами МО был проведен школьныйэтап Всероссийской олимпиадышкольников по истории, обществознанию и праву.
В марте 2016 г. на базе нашего образовательного учреждения прошли, ставшие уже традиционными, районные краеведческие чтения «Прошлое и настоящее Саратовского края». Учителя ШМО являлись организаторами и членами жюри.
Состояние и продуктивность методической работы
В 2015-2016 учебном году учителя ШМО продолжили работу над своими индивидуальными методическими темами:
Егошина Е.С. «Личностно-ориентированный подход к обучению учащихся»;
Кекова Е.А. «Формы и методы работы с одаренными детьми»;
Адамова Л.Г. «Применение мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания»;
Коренев Е.С. «Дифференцированный подход в работе с одаренными и слабоуспевающими детьми».
В течение года было проведено 4 заседания МО, на которых изучались нормативно-правовые документы, новые линии учебников в связи с переходом в 2016-2017 учебном году учащихся 6-х классов на линейную систему обучения,изменения в КИМах. Были рассмотрены и приняты рабочие программы педагогов,осуществлялась корректировка программ, анализировались результаты диагностических работ в 9-х, 11-х классах по истории и обществознанию.
Учителя МО принимали участие в работе школьных педагогических советов: «Вопросы превентивной профилактики ассоциальных явлений в школе. Постановка на учет как форма исправления, а не наказания», « Работа со слабоуспевающими и неуспевающими».
В рамках Дня открытых дверей Коренев Е.С. дал открытый урок в 8 б классе по обществознанию «Международная торговля». Кекова Е.А. в 9 классе по праву. Эти же учителя дали он-лайн уроки по обществознанию по темам: «Азбука страхования и пять важных советов, которые тебе помогут» (Коренев Е.С.) и «Три невероятных открытия молодого банкира или как иметь банк в кармане» (Кекова Е.А.).
Силами МО в рамках городского проекта «От Укека до Саратова: неизведанное и таинственное» было разработано и проведено школьное мероприятие для 6-8-х классов.
Учителя МО принимали активное участие в работе районных, городских, областных, региональных и всероссийских семинаров, конференций.
- Являлась членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.
- Являлась членом жюри МР НПК «Эврика».
- Являлась экспертом предметной комиссии Саратовской области по обществознанию по проверке ОГЭ, ЕГЭ.
- Выступила с докладом на городском семинаре «Краеведение как составная часть исторического образования».
Коренев Е.С.
- Принял участие в городском семинаре «Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности как фактор формирования личности», где провел интегрированный урок музыки и обществознания на тему: «Одноклассники, сверстники, друзья».
- Выступал на LIXмеждународной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых».
Адамова Л.Г.
- Приняла участие в региональном семинаре «Методические аспекты подготовки к ГИА по истории и обществознанию».
- Прослушала региональную лекцию по курсу: «Формирование российской идентичности в современной школе. Содержательно-методические аспекты преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
- Прослушала региональную лекцию по курсу: «Особенности нового УМК «История России» издательства «Русское слово» и способы перехода на линейную структуру исторического образования».
Егошина Е.С.
- Являлась членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.
- Являлась экспертом предметной комиссии Саратовской области по истории по проверке ОГЭ, ЕГЭ.
- Участвовала (ДОТ) во всероссийском вебинаре «Открытый урок с использованием электронной формы учебника по истории России для 7 класса (УМК по истории России под ред. А.В. Торкунова (6-10)».
- Выступила с докладом на городском семинаре «Краеведение как составная часть исторического образования».
- Выступила с докладом на городском семинаре «Методика подготовки обучающихся к городским научно-практическим конференциям, конкурсам и олимпиадам».
- Провела мастер-класс на городском семинаре для молодых специалистов «Первые шаги в профессию».
- Приняла он-лайн участие в работе регионального круглого стола «Саратовский край: от истоков к современности».
- Приняла он-лайн участие в работе областного форума «Сетевые проекты как образовательное событие: проектирование и реализация в условиях ИОС».
- Выступала с докладом на XIIрегиональной методической конференции «Слагаемые профессиональной компетентности педагога».
- Выступала с докладом на IXвсероссийской межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики обучения истории».
Учителя ШМО имеют печатные публикации: Коренев Е.С., Егошина Е.С. в сборниках научных конференций.
Эффективность и действенность внутришкольного управления и контроля
В течение года проводились мониторинги обученности учащихся 5-6-х, 9-11-х классов.
- Участие в апробации КИМов ЕГЭ (демоверсия 2016 г) по истории и обществознанию (Егошина Е.С., АдамоваЛ.Г., Кекова Е.А.).
- Взаимопроверка рабочих тетрадей по истории и обществознанию в параллелях5-6-х, 9-х, 11-х классах (Егошина Е.С., Кекова Е.А., Адамова Л.Г., Коренев Е.С.) с целью соблюдения единых требований по ведению тетрадей, проверки дозировки классных и домашних заданий.
- Промежуточная итоговая аттестация по обществознанию в 10 а классе в форме ЕГЭ. (Учителя: Кекова Е.А., Коренев Е.С.)
- Диагностические и пробные экзаменационные работы в 9-х, 11-х классах по истории и обществознанию. (Учителя: Егошина Е.С., Кекова Е.А., Адамова Л.Г.)
- Административная контрольная работа по истории в 11-х классах. (Учитель Адамова Л.Г.)
- Комплексная проверочная работа в 5-6-х классах с заданиями по предметам «История» и «Обществознание».(Учителя: Егошина Е.С., Кекова Е.А., Коренев Е.С., Адамова Л.Г.)
Анализы диагностических и контрольных работ, промежуточной итоговой аттестации, замечания и предложения по взаимопроверке тетрадей имеются в справках МО.
В течение года осуществлялись взаимопосещенияуроков членами ШМО, методическая поддержка молодых учителей Адамовой Л.Г., Коренева Е.С.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
История
ФИО учителя |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Егошина Е.С. |
64,6 % |
67 % (+ 2,4) |
70,4 % (+ 3,4) |
Адамова Л.Г. |
- |
59 % |
76 % (+ 17) |
Коренев Е.С. |
- |
- |
93,7 % |
Кекова Е.А. |
71,5 % |
- |
- |
Средний показатель по предмету |
74 % |
63 % (- 11) |
80 % (+17) |
Обществознание
ФИО учителя |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Александрова В.В. |
90 % |
93 % (+ 3) |
- |
Адамова Л.Г. |
- |
73 % |
74 % (+ 1) |
Кекова Е.А. |
70,1 % |
75,2 % (+2, 27) |
73,6 % (-1,6) |
Коренев Е.С. |
- |
- |
90,6 % |
Средний показатель по предмету |
80 % |
80,4 % (+0,4) |
79,4 % (-1) |
Краеведение
ФИО учителя |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Адамова Л.Г. |
- |
74 % |
- |
Коренев Е.С. |
- |
- |
91,3 % |
Средний показатель по предмету |
|
74 % |
91,3 % (+17,3) |
Анализ результатов сдачи ОГЭ в 9-х классах
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предмет |
История |
Обществознание |
Учитель |
Егошина Е.С. |
Кекова Е.А. |
Количество учащихся, сдающих ОГЭ |
4 чел. |
53 чел. |
Допустимый порог |
13баллов |
15 баллов |
«5» |
0 |
2 |
«4» |
0 |
20 |
«3» |
2 |
26 |
«2» |
2 |
5 |
Повысили |
0 |
6 |
Понизили |
4 |
21 |
Подтверждение оценок |
0 чел. (0 %) |
26 чел. (49,05 %) |
Анализ результатов сдачи ЕГЭ по истории в 11-х классах
Учитель |
Адамова Л.Г. |
Количество учащихся, сдающих ЕГЭ |
8 чел. |
Допустимый порог |
32 балла |
Количество учащихся, не перешедших порог |
1
(Горчаков Р., 11б , 29 б.) |
Наименьший балл |
29 |
Наивысший балл |
86
(Глухов Н., 11а ) |
Средний балл |
54,5 |
Наивысший балл по региону |
100 |
Анализ результатов сдачи ЕГЭ по обществознанию в 11-х кл.
Учитель |
Кекова Е.А. |
Количество учащихся, сдающих ЕГЭ |
30 чел. |
Допустимый порог |
42 балла |
Количество учащихся, не перешедших порог |
2
(Горчаков Р., 11б, 20 б.
Путилина В., 11а, 40 б.) |
Наименьший балл |
20 |
Наивысший балл |
82
(Бородина Д., 11а) |
Средний балл |
56,3 |
Наивысший балл по региону |
100 |
Динамика изменений среднего балла по ЕГЭ
предмет |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
история |
48,42 % |
44, 14% (-4,28) |
54,5% (+10,36) |
обществознание |
60,42 % |
61,58% (+1,16) |
56,3% (-5,28) |
Предложения
1. Усилить работу членов МО над подготовкой учащихся к предметным олимпиадам (особенно очного характера), научно-практическим конференциям, содействовать развитию научно-исследовательской деятельности.
2. Членам МО обобщать и распространять свой методический опыт через участие в профессиональных конкурсах, слетах учителей, научно-практических конференциях и семинарах среди педагогов, в том числе в системе он-лайн.
3. Активизировать работу по применению проектных технологий.
4. Продолжить работу посовершенствованию методики преподавания истории и обществознания в целях повышения качества знаний.
5. Совершенствовать методику преподавания истории и обществознания в 5-7-х классах, в связи с переходом в 2014-2015 учебном году на ФГОС ООО второго поколения.
6. Осуществить переход в 6-х классах на новую линию учебников по истории России под редакцией Торкунова А.В. издательства «Просвещение» в связи с переходом в 2016-2017 учебном году на линейную систему обучения.
7. Совершенствовать методику преподавания по учебным дисциплинам молодым педагогам Адамовой Л.Г., Кореневу Е.С.
8. Уделять повышенное внимание подготовке учащихся к сдаче ГИА в 9, 11-х классах. Обратить особое внимание на изменения в КИМах по истории и обществознанию, также повышению допустимого порога по обществознанию до 42 баллов. Научить разграничивать понятия «аргументы» и «факты», отрабатывать написание исторического сочинения по критериям, тщательнее прорабатывать понятия, отрабатывать навык составления сложного плана и работу с историческим источником и статистическими данными.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
История
ФИО учителя |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Егошина Е.С. |
64,6 % |
67 % (+ 2,4) |
70,4 % (+ 3,4) |
Адамова Л.Г. |
- |
59 % |
76 % (+ 17) |
Коренев Е.С. |
- |
- |
93,7 % |
Кекова Е.А. |
71,5 % |
- |
- |
Средний показатель по предмету |
74 % |
63 % (- 11) |
80 % (+17) |
Обществознание
ФИО учителя |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Александрова В.В. |
90 % |
93 % (+ 3) |
- |
Адамова Л.Г. |
- |
73 % |
74 % (+ 1) |
Кекова Е.А. |
70,1 % |
75,2 % (+2, 27) |
73,6 % (-1,6) |
Коренев Е.С. |
- |
- |
90,6 % |
Средний показатель по предмету |
80 % |
80,4 % (+0,4) |
79,4 % (-1) |
Краеведение
ФИО учителя |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Адамова Л.Г. |
- |
74 % |
- |
Коренев Е.С. |
- |
- |
91,3 % |
Средний показатель по предмету |
|
74 % |
91,3 % (+17,3) |
Анализ результатов сдачи ОГЭ в 9-х классах
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предмет |
История |
Обществознание |
Учитель |
Егошина Е.С. |
Кекова Е.А. |
Количество учащихся, сдающих ОГЭ |
4 чел. |
53 чел. |
Допустимый порог |
13баллов |
15 баллов |
«5» |
0 |
2 |
«4» |
0 |
20 |
«3» |
2 |
26 |
«2» |
2 |
5 |
Повысили |
0 |
6 |
Понизили |
4 |
21 |
Подтверждение оценок |
0 чел. (0 %) |
26 чел. (49,05 %) |
Анализ результатов сдачи ЕГЭ по истории в 11-х классах
Учитель |
Адамова Л.Г. |
Количество учащихся, сдающих ЕГЭ |
8 чел. |
Допустимый порог |
32 балла |
Количество учащихся, не перешедших порог |
1
(Горчаков Р., 11б , 29 б.) |
Наименьший балл |
29 |
Наивысший балл |
86
(Глухов Н., 11а ) |
Средний балл |
54,5 |
Наивысший балл по региону |
100 |
Анализ результатов сдачи ЕГЭ по обществознанию в 11-х кл.
Учитель |
Кекова Е.А. |
Количество учащихся, сдающих ЕГЭ |
30 чел. |
Допустимый порог |
42 балла |
Количество учащихся, не перешедших порог |
2
(Горчаков Р., 11б, 20 б.
Путилина В., 11а, 40 б.) |
Наименьший балл |
20 |
Наивысший балл |
82
(Бородина Д., 11а) |
Средний балл |
56,3 |
Наивысший балл по региону |
100 |
Динамика изменений среднего балла по ЕГЭ
предмет |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
история |
48,42 % |
44, 14% (-4,28) |
54,5% (+10,36) |
обществознание |
60,42 % |
61,58% (+1,16) |
56,3% (-5,28) |
Предложения
1. Усилить работу членов МО над подготовкой учащихся к предметным олимпиадам (особенно очного характера), научно-практическим конференциям, содействовать развитию научно-исследовательской деятельности.
2. Членам МО обобщать и распространять свой методический опыт через участие в профессиональных конкурсах, слетах учителей, научно-практических конференциях и семинарах среди педагогов, в том числе в системе он-лайн.
3. Активизировать работу по применению проектных технологий.
4. Продолжить работу посовершенствованию методики преподавания истории и обществознания в целях повышения качества знаний.
5. Совершенствовать методику преподавания истории и обществознания в 5-7-х классах, в связи с переходом в 2014-2015 учебном году на ФГОС ООО второго поколения.
6. Осуществить переход в 6-х классах на новую линию учебников по истории России под редакцией Торкунова А.В. издательства «Просвещение» в связи с переходом в 2016-2017 учебном году на линейную систему обучения.
7. Совершенствовать методику преподавания по учебным дисциплинам молодым педагогам Адамовой Л.Г., Кореневу Е.С.
8. Уделять повышенное внимание подготовке учащихся к сдаче ГИА в 9, 11-х классах. Обратить особое внимание на изменения в КИМах по истории и обществознанию, также повышению допустимого порога по обществознанию до 42 баллов. Научить разграничивать понятия «аргументы» и «факты», отрабатывать написание исторического сочинения по критериям, тщательнее прорабатывать понятия, отрабатывать навык составления сложного плана и работу с историческим источником и статистическими данными. |